Милиция перепутала бритых с волосатыми
12 апреля 2005 года
Заявку на проведение мероприятия согласовал с городскими властями руководитель регионального отделения Российской коммунистической рабочей партии Риф Зарифуллин, и вначале все шло по уже привычному митинговому сценарию. Собралось человек сто активных пенсионеров, подтянулись и от КПРФ - депутаты Госсовета РТ Александр Салий и Роберт Садыков.
Дружно обсудили и одобрили обращение к Путину о "глупостях федерального закона №122" и о необходимости проверки казанского метро на предмет безопасности и финансовых расходов. А от Камиля Исхакова и Рустама Минниханова потребовали: транспортные тарифы не поднимать, а жилищно-коммунальные - снизить на 20 процентов.
Среди обычного для подобных мероприятий народа привлекала к себе внимание группа молодых людей - коротко стриженные, хотя далеко не борцовской комплекции, парни и симпатичные, аккуратно и ярко одетые девушки. И вот наступил момент, ради которого они пришли. Один из них - парень по имени Олег Кузнецов - обратился к митингу. Он сказал, что они - члены Национал-большевистской партии, "лимоновцы", и просят поддержать их обращение к российской власти. Обращение было простое: свободу политзаключенным.
Толпа стала расхватывать листовки, на которых было семь крошечных фото таких же молодых. Тех, кто уже семь месяцев сидит в тюрьме. Свои многолетние тюремные сроки они получили за то, что летом прошлого года в Москве проникли в российский минздрав, забаррикадировались в каком-то кабинете, поломали в нем сколько-то казенных стульев - и все ради того, чтобы как можно громче заявить: власть, не смей грабить стариков своей "монетизацией"!
Пенсионеры вначале были очень удивлены тем, что был, оказывается, совершен такой удивительный и самоотверженный акт в их защиту. А поняв, что он и вправду был, заговорили забытые с советских времен слова про "замечательная у нас молодежь"...
В это время на обочине несколько граждан в штатском окружили и повели нескольких молодых людей к припаркованному микроавтобусу. Они все вместе быстро погрузились и уехали. Но совсем незаметным это не прошло. Несколько стариков (плюс журналисты) кинулись к стоящему тут же милицейскому полковнику. "Их повезли в Вахитовское РУВД, потому что у них были мечи", - исчерпывающе объяснил полковник...
Наша небольшая группа слегка офонарела от этого известия. Пожилой демонстрант в силу богатого опыта нашелся первым:
- Это вы неправильно сделали, что народу не показали! Ну показали бы: вот у них мечи... ну и все понятно, холодное оружие!
Мы одобрительно загудели. Кому не охота поглядеть на настоящие мечи-то! Несчастный полковник оборонялся:
- А еще вот лозунги... Вот "свободу политзаключенным". У нас ведь есть суды...
- У нас есть суды?! - удивлению другого подскочившего старика, казалось, не было предела. - Правда?!. Это Басманные, что ли?!
Мы стали пытать Олега Кузнецова: за что забрали его товарищей да почему они согласились ехать незнамо с кем и незнамо, в сущности, куда? Мы были очень напористы - ведь мы знали, что всякий гражданин должен твердо знать свои права и твердо защищать их от посягательств кого угодно... А Олег смотрел на нас, как человек иного мира, где незнамо кто всегда может схватить тебя и волочь, куда ему надо. Может, он просто больше нас знаком с этой жизнью - я не знаю.
Потом, когда митинг разошелся, так и не заметив потери нескольких своих участников, непредставившиеся люди в штатском задержали и Олега с его товарищами и с этими тремя девушками. Их тоже отвезли в Вахитовское РУВД. Там их пару часов "профилактировали" - засняли и пригрозили возбудить уголовное дело по факту... "разжигания межнациональной розни".
А мечи? Этот вопрос, как выяснилось, волновал не только журналистов, но, в частности, и Рифа Зарифуллина:
- Я сначала недослышал - показалось, речь идет о мячах. Круглые мячи, думаю, завернутые в фольгу... Зачем? Ерунда, думаю, какая-то. Поехал в РУВД, а там уж выяснилось: мечи! Шесть мечей алюминиевых. А вы знаете, как они там оказались?!
Я уже знала. Просто, как разъяснила вчера пресс-служба УВД Казани, "изготовленные из алюминия мечи принадлежали группе поклонников творчества писателя Толкиена, случайно оказавшихся на митинге"! Ну это же так понятно: для компании длинноволосым толкиенистам забрать коротко стриженных "лимоновцев"... А еще на митинге начальник УВД Фаяз Шабаев рассказал журналистам, что задержание еще и потому законно, что выступление "лимоновцев"... было не по теме митинга.
- Ерунда, - парирует Зарифуллин, - в заявке была указана и тема о политзаключенных, а выступать может, кто хочет - это же уличный митинг!
Но на всякий случай он посоветовал толкиенистам все-таки еще раз сходить в РУВД и написать заявления, чтобы их не включали в милицейскую картотеку "как задержанных по ошибке"...
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань".